+7 (351) 267 92 80

logo

Кафедра
«экономика,
   управление и инвестиции»

Федеральное государственное бюджетное образовательное    
учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет).
Факультет экономики и управления

вопросы по поступлению +7-909-745-25-38

Магистратура является вторым уровнем двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу. На современном этапе реформирования образования существуют ряд особенностей 

обучения студентов в магистратуре. Кто-то считает обучение в магистратуре исключительно научной работой, кто-то повышением квалификации.

 

Предлагаем Вам интервью с Е.А. Лясковской, заместителем заведующего по магистерской подготовке, д.э.н., профессором кафедры, руководителем магистерских программ «Управление инвестициями и инновациями», «Финансовая политика предприятий и корпораций».

 

Кто такой магистр с точки зрения закона?


В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Однако степень магистра является не ученой, а академической и отражает соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, наличие определенных умений и навыков, присущих исследователю, аналитику или начинающему научному работнику.

 

Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

 

Кто такие сегодня студенты магистратуры в России?


В российской системе образования большинство магистров очной и заочной форм обучения (от 60 до 80% по направлениям экономики,  менеджмента, финансов и кредита), это вчерашние бакалавры без практического опыта работы или специалисты, имеющие практический опыт, но не имеющие базового образования соответствующей направленности. Это обусловлено многими причинами. Во ФГОС ВПО 2010 года третьего поколения, в учебных планах бакалавриата не предусмотрено преддипломной практики. 

Еще одна причина заключается в том, что разрешено поступать с одного направления подготовки в бакалавриате на другое – в магистратуре. А это, как Вы понимаете, означает отсутствие необходимого и достаточного базового уровня знаний. Однако, согласно законодательству квалификация магистра может гарантировать формирование необходимых компетенций только в случае не менее чем 6-летнего срока обучения по одному направлению (бакалавриат – 4 года и магистратура – 2 года).

 

Как Вы заметили, на сегодняшний момент многие студенты магистратуры по направлениям экономики и управления, особенно обучающиеся заочно, являются выпускниками, имеющими непрофильное базовое образование. Можно ли сказать, что магистратура – это второе высшее профессиональное образование?

 

Для лиц, уже имеющих высшее образование (диплом специалиста или бакалавра) магистратуру можно рассматривать как альтернативу второму высшему образованию, которая позволяет существенно ускорить получение диплома и, кроме того, получить степень, признанную за рубежом. Кроме того, на наш взгляд, заочная магистратура сегодня выступает заменой существовавшей совсем недавно заочной сокращенной формы второго высшего образования. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (глава II, ст. 11), с 2011 года «получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».

 

Считается, что практикующему специалисту обучение по магистерской программе позволяет систематизировать практический опыт, дает новые возможности для развития, основанные на современных подходах, концепциях и моделях.

 

В чем отличие магистратуры от популярных сегодня программ MBA (master of business administration)?

 

В условиях России программы МВА являются программами получения дополнительного, а не высшего образования, магистратура же дает именно высшее профессиональное образование. В обоих случаях используется практико-ориентированный подход, но магистерские программы продолжительнее и дают более глубокие и обширные знания о предмете.

 

Как Вы считаете, магистратура должна являться обязательным требованием для продвижения по карьерной лестнице?


В некоторых случаях это является необходимым условием, установленным на законодательном уровне. Например, существует ограничение ФЗ «О государственной службе», связанное с тем, что при продвижении по служебной лестнице необходимо иметь квалификацию магистра. В остальных случаях – это усмотрение работодателя.

 

Но в целом мы стараемся обучать таким образом, чтобы менялось общее отношение к миропониманию, анализу существующих проблем, природы вещей. 

Бакалавр, как правило, решает прикладные задачи, выступает в роли исполнителя. Магистр задумывается, почему так происходит, и как можно сделать по-другому. Именно это и означает переход на другой уровень: уровень руководителя. Поэтому магистратура, для бакалавра, планирующего свою карьеру, – это необходимый элемент.


Что может решить студент магистратуры в процессе своей работы?

 

Как нам кажется, содержание работы могут составлять:

  • результаты теоретических исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению проблем отдельных экономических субъектов на микро-, мезо- или макроуровне (в зависимости от специфики магистерской программы);
  • решение задач прикладного характера, определяемые личным практическим опытом магистранта.

 

Развивает ли магистр науку или занимается повышением своей квалификации?

 

Что такое наука? Наука может рассматриваться как вид деятельности и как социальная система. В первом случае, это особая, профессионально организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Во-втором случае, это социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.

 

В соответствии с теорией деятельности наука рассматривается в единстве познавательной деятельности и ее результата: научного знания. Значит, наука – не только система знаний, но и деятельность (научная работа), имеющая целью получение новых знаний.

 

Однако, хотя магистерская диссертация и является самостоятельным научным исследованием, однако, это не научное исследование в полном смысле этого слова, а прежде всего, учебно-научная работа:

 

  • так как она относится к разряду учебно-исследовательских работ, в ее основе может лежать моделирование уже известных решений;
  • научный уровень магистерской диссертации всегда отвечает программе обучения;
  • магистерская диссертация призвана не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

 

Какие сложности возникают при обучении студентов магистратуры в настоящее время?


Исходя из 10-ти летнего опыта подготовки магистров на кафедре «Экономика, управление и инвестиции» можно выделить следующие сложности:

  • недостаток практического опыта у большинства студентов магистратуры в рамках магистерских программ.
  • разный уровень подготовки студентов магистратуры на начальном этапе. Отсутствие базовых знаний, которые нужно сразу, с 1 семестра 1 курса, углублять.
  • нарушение графика учебного процесса магистрантами в силу сложности совмещения полноценной работы и учебы.
  • сложность организации обучения в нормальных условиях для преподавателя: приходится приспосабливаться к возможностям студентов, и проводить обучение в вечернее время, а также по выходным дням.
  • отсутствие регулярной научно-исследовательской работы в течение всего процесса обучения. А это порождает нарушение календарного графика выполнения научно-исследовательской работы и подготовки магистерской диссертации.
  • отсутствие оперативной обратной связи между участниками образовательного процесса. Очень часто студенты боятся рассказывать о возникающих у них сложностях в процессе изучения отдельных дисциплин.
  • необходимость формировать группы лишь по одной магистерской программе, в связи с учетом требований по количеству студентов в группе (не менее 7 человек). Несмотря на желание абитуриентов магистратуры обучаться по различным магистерским программам (кафедра предлагает в настоящее время 11 магистерских программ).

 

Получается, что специалисты, имеющие базовое образование отличное от направлений экономики и управления, финансов и кредита находятся в разных весовых категориях с теми, кто его имеет?

 

Наличие базового непрофильного образования при обучении студентов магистратуры на кафедре не редкость. Наверное, больше половины наших выпускников изначально закончили технические специальности (и не только технические, обучали и «балерин», и «певиц» и «учителей» и «логопедов»). С одной стороны их надо обучить многому. Но с другой стороны работать с такими студентами даже интереснее, у них не такое зашоренное сознание, это позволяет им по-другому смотреть на проблемы экономики и управления.

 

Что касается базовых знаний, то на кафедре проводятся общие лекции по базовым дисциплинам: «Экономическая теория», «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет», «Экономическая оценка инвестиции», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Логистика», «Экономика предприятия», «Экономический анализ».

 

Сейчас разрабатывается «курс молодого бойца», основанный на технологиях e-learning или электронного/дистанционного обучения. В системах e-learning, в общем виде состоящие из трех стандартных модулей: системы управления обучением (LMS – learning management system), учебного контента (электронных курсов), авторских средств (authoring tools) – передача знаний и управление процессом обучения происходят с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые включают в себя видеоматериалы, некоторые установочные лекции, тестовые задания. Думаем, что курс поможет легче адаптироваться к текущим потребностям магистратуры, так сказать без отрыва от производства.

 

Что относительно других проблем?

 

Все указанные проблемы решить не возможно, потому что некоторые их них созданы на более высоком уровне, а значит и могут быть решены на уровне вуза в целом или даже страны. Но мы создаем на кафедре все условия, чтобы они как можно меньше сказывались на качестве учебного процесса.

 

По мере обучения в магистратуре мы начинаем требовать от студентов публикации научных статей, участия в научных мероприятиях. Это позволяет помочь студентам выполнять научно-исследовательскую работу регулярно в процессе всего обучения в магистратуре. При этом мы не просто требуем, а создаем все необходимые и достаточные условия для этого. Так на кафедре:

  • проводится заочная конференция «Строительный комплекс: экономика, управление и инвестиции» (сборник трудовиндексируется в РИНЦ);

 

 

Интервью подготовил С.И. Бородин.