Ученые выяснили, что дофамин поможет справиться с посттравматическим расстройством

В рамках стратегического проекта «Здоровье человека в эпоху цифровой трансформации общества» по программе «Приоритет 2030» нейробиологи ЮУрГУ работают над решением проблемы государственной важности – коррекции посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), которые приобретаются в том числе и после пребывания в условиях боевых действий. Ученым удалось установить, что восполнение дефицита дофамина способствует формированию устойчивости к ПТСР. Результаты исследований опубликованы в нескольких статьях высокорейтингового журнала International Journal of Molecular Sciences.

ПТСР – тяжелое психическое расстройство, которое развивается у людей после того, как они пережили опасное для жизни событие. Это может привести как к психическим, так и к соматическим заболеваниям, особенно это плохо для сердечно-сосудистой системы.

«Среди тех, кто страдает ПТСР, встречаются бывшие заложники, пленные, жертвы насилия. Однако ПТСР, возникшие в результате боевого стресса, – более сложный и опасный вид расстройства по сравнению с ПТСР, вызванными иными стрессорными событиями. Если мы научимся корректировать или предупреждать самую сложную форму ПТСР, то вопрос лечения данного заболевания будет снят», – рассказал руководитель проекта, доктор биологических наук, профессор Вадим Цейликман.

Посттравматическое стрессовое расстройство развивается не у всех, у 20-30% людей, подвергшихся травмирующим событиям. Конечно, механизм устойчивости к ПТСР – это многофакторная конструкция. Характер реакции на сильный стресс зависит от индивидуальной уязвимости или устойчивости, что предопределяется прежде всего активностью работы генных сетей.

Ученые ЮУрГУ занимаются поиском воздействий, которые могут эффективно вмешаться в работу генных сетей и справиться с развитием ПТСР. Традиционные подходы к лечению заболевания направлены на стабилизацию уровня серотонина. Экспериментальные данные, полученные в лаборатории прогрессивных исследований молекулярных механизмов стресса, показали, что развитие ПТСР развивается иначе. Нужно отказываться от общепринятых способов коррекции: необходимо пристально изучать обмен другого нейротрансмиттера – дофамина. Именно дефицит дофамина в организме человека приводит к грубому нарушению микроциркуляции в ключевых структурах головного мозга и делает возможным восприимчивость к ПТСР.

«Понимая, как устроена генная сеть, можно предсказывать гены, которые являются драйверами в развитии ПТСР. Мы не просто изучаем ПТСР, а ставим новую экспериментальную модель боевого стресса – угрозы жизни и столкновения с врагом. Необходимость нашей работы стала особо значима в условиях проведения СВО», – поделился Вадим Цейликман.

Модель боевого стресса воспроизводится путем реконструкции критической обстановки для крыс  – мнимой близости к хищнику, которого они распознают по запаху. Сравнительному анализу подлежали экспериментальные группы животных, чье поведение стало угнетенным, и чье поведение не изменилось или даже приобрело сверхактивность. Был изучен тот отдел мозга, в котором выявлена повышенная экспрессия генов нейротрофинов, определяющих уровень нейропластичности – устойчивости к повреждающему воздействию (ПТСР).

В Научно-образовательном центре «Биомедицинские технологии» ЮУрГУ было обнаружено, что у крыс, имеющих подавленное поведение, гены нейропластичности неактивны, а, значит, синтеза белка, способствующего развитию устойчивости, не происходит. Крысы, поведение которых не изменилось, наоборот, имели высокое содержание нейротрофинов. Генетическое исследование также показало экспрессию ответственных за это генов. Эксперименты ученых подтвердили, что нарушения в нейрональной передаче приводят к поведенческим расстройствам, хроническому стрессу и возникновению осложнений на внутренние органы.

На данный момент существует группа веществ и лекарств, которые являются кандидатами в фармпрепараты для лечения ПТСР. Формируется многоцентровая исследовательская группа по изучению применения таких веществ. Надежность препаратов будет экпериментально исследована в Лаборатории перспективных исследований молекулярных механизмов стресса ЮУрГУ и, как минимум, в пяти лабораториях академических центров Москвы и Санкт-Петербурга. Результат этой научной работы покажет новые возможности применения этих препаратов для лечения ПТСР и других патологий.

Ранее ученые ЮУрГУ также исследовали тему посттравматического расстройства и влияния стресса на работу мозга, сердца , надпочечников, и других внутренних органов.

Южно-Уральский государственный университет – это университет трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука и университеты».


СМИ о нас:


Читайте нас:

 

Екатерина Порошина, фото: Данил Рахимов
Дата события: 
вторник, 31 января, 2023 - 15:30
Контактное лицо по новости: 
Отдел внешних коммуникаций, тел.: 272-30-11
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.